В частности дополнена статья 15 Закона Украины "О
товарной бирже" частями 6-9 следующего содержания:
"Не могут быть предметом биржевой торговли
вещи, определенные индивидуальными признаками, если они не продаются как
партия, а также любые применяемые товары, включая транспортные, и
капитальные активы. Такое ограничение не распространяется на имущество,
которое отчуждается из налогового залога, а также имущество,
конфискованное в соответствии с законом.
Для целей настоящего Закона: партией товара считается
определенное количество (но не менее двух единиц) однородных товаров
одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или
полученных одновременно по одному товарно-сопроводительным документом;
подержанными товарами считаются товары, которые были в пользовании не
менее года, транспортные средства, которые не подпадают под определение
нового транспортного средства по закону, а также любой капитальный
актив, который был принят в эксплуатацию до его продажи».
Соответственно, гражданину, решившему продать свой
б\у автомобиль, только один путь – к нотариусу, где с покупателем он
может заключить договор купли-продажи.
Однако, при оформлении сделки купли-продажи
автомобиля у нотариуса одним из необходимым документов есть независимая
оценка стоимости автомобиля. Дополнительные затраты сторон: стоимость
услуг оценки авто для целей купли-продажи, как правило, невысока: от 200
до 300 грн. Времени ее проведения занимает один день. Как оценщик, я
должна бы только поддержать данную инициативу, так как понятно, что
работы у оценочных компаний в этом сегменте теперь будет больше. Но есть
одно «но».
Здесь следует разобраться в одном концептуальном
вопросе: достигнет ли своей цели это законодательное новшество? Вполне
очевидно, что теперь граждане будут стараться «оптимизировать» свои
затраты при купле-продаже автомобиля с помощью оценщиков. И вполне
возможно, что найдется «недобросовестный» оценщик, который будет готов в
своем акте указать заниженную стоимость автомобиля, от которой и будет
исчислять подоходный налог.
Сейчас от лишних затрат уходят при помощи биржи, в
дальнейшем будут при помощи оценщиков или генеральной доверенности. В
итоге, желаемого наполнения бюджета не произойдет, а права
собственности станут еще менее прозрачными.
В целом, экономическая целесообразность проекта
закона – аморально увеличивать затраты граждан в период кризиса, это не
приведет к увеличению поступлений в бюджет. Правительство идет по
наиболее легкому пути для наполнения бюджета – изымание необходимых сумм
у граждан, вместо стимулирования производства.
Вторая проблема – это размер подоходного налога, а
вернее его "льготная" ставка. Ее по закону позволено платить тем, кто в
течение года продал не более одной машины. Однако, по словам нотариусов,
проверить, сколько автомобилей вы продали за год, невозможно. Базы
данных, откуда можно было бы взять такую информацию, в Украине нет!
Поэтому в прессе не редко можно встретить информацию со ссылкой на
комментарии нотариусов, что их обязали брать с продавцов автомобилей
подоходный налог по максимуму, то есть 15 % от суммы стоимости
проданного автомобиля. Хотя вполне очевидно, что отсутствие такой базы –
не вина обычных граждан, а недочет государства. И было бы вполне
справедливо, если бы в этот переходной период подоходный налог
брался не по максимуму (15%), а по минимуму – 1%.
Судя по всему ситуация движется к тому, что с
принятием закона о трейд-ине (продажа автосалоном нового авто взамен
старого плюс доплата) останутся в выигрыше лишь владельцы автосалонов.
Рынок б\у автомобилей будет окончательно монополизирован, а в проигрыше
останутся, как обычно, рядовые потребители. Хотя, надо отдать должное
авторам Закона, они и не пытались достигнуть паритета интересов сторон.
Татьяна Павлюк
liga.net